Соблюдение налогового законодательства – одно из обязательных условий успешной работы компании. Вовремя и полностью уплаченные налоги – залог того, что компанию не оштрафуют и не начислят пени. Минимизировать налоговые риски позволяет комплекс мероприятий под названием налоговый комплаенс. О том, что это такое, и как внедрить такую систему на предприятии, расскажем подробнее.
Содержание
Налоговый комплаенс – что это простыми словами
Налоговый комплаенс (в английском языке – англ. tax compliance) – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения компанией требований налогового законодательства. Его внедрение в деятельность фирмы позволяет оценить и устранить риски, возникающие при нарушении закона налогоплательщиком.
Для чего нужен налоговый комплаенс
Основными целями, достижение которых становится возможным после внедрения системы комплаенса, являются:
- минимизация налоговых рисков – снижение вероятности того, что налоговики доначислят налоги, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства;
- сохранение репутации – разбирательства с налоговой не добавляют компании привлекательности в глазах клиентов и контрагентов;
- оптимизация налоговой нагрузки – полная и качественная оценка деятельности фирмы с точки зрения налогового законодательства позволяет выявить возможные направления снижения обязательных платежей – например, посредством использования налоговых спецрежимов, применения льгот, перехода на сотрудничество с поставщиками-плательщиками НДС и пр.;
- повышение инвестиционной привлекательности – факт того, что компания внимательно следит за соблюдением налогового законодательства, может мотивировать инвесторов на вложение средств в развитие бизнеса.
Первоочередная цель налогового комплаенса – конечно же минимизация рисков, поэтому на ней остановимся подробнее.
Минимизация налоговых рисков как приоритетная задача налогового комплаенса
Реализация налоговых рисков влечет для себя немало негативных последствий – как для самой компании, так и для ее руководства. Доначисление неуплаченных налогов, привлечение руководителя к субсидиарной ответственности по обязательствам фирмы – это почти всегда многомиллионные долги, избавиться от которых очень сложно.
В зоне риска в такой ситуации обычно находятся контролирующие должника лица (далее – КДЛ): собственник фирмы, ее руководитель, финансовый директор и главный бухгалтер. Статистика разбирательств по вопросам привлечения к субсидиарной ответственности весьма показательна – суды удовлетворяют более половины подобных исков.
Чтобы избежать исхода, при котором платить по долгам фирмы придется из собственного кармана, важно уделять должное внимание превентивным мерам – прежде всего, организовать работающую систему налогового комплаенса.
Ключевые элементы системы налогового комплаенса
Налоговый комплаенс работает эффективно лишь в том случае, если руководство компании организует полноценное функционирование всех элементов этой системы:
- Регламентация процессов, протекающих внутри компании – разработка должностных инструкций, положений, правил, политик и пр., определяющих порядок исчисления и уплаты налогов, а также составления отчетной документации.
- Организация собственной системы внутреннего контроля, позволяющей получать полную и актуальную информацию о том, насколько полно и правильно в компании исполняются требования действующего налогового законодательства.
- Обучение персонала. Проведение тренингов, семинаров и иных обучающих мероприятий (как внутренних, так и внешних), направленных на повышение квалификации сотрудников, ответственных за исчисление и уплату налогов.
- Мониторинг изменений в законодательстве. Налоговое законодательство постоянно меняется, поэтому важно быть в курсе последних нововведений и учитывать их в ходе работы.
- Взаимодействие с налоговыми органами в ходе проведения ими проверок – как камеральных, так и выездных.
Налоговый комплаенс работает как выездная проверка со стороны налоговой службы – только по его итогам компания получает не штраф, и не блокировку счетов, а полное понимание того, какие проблемы и нарушения есть в ее работе, и что нужно сделать, чтобы их решить.
Какие проблемы решает налоговый комплаенс
Комплаенс позволяет выявить и решить проблемы, которые чаще всего привлекают внимание налоговиков и могут стать основанием для проведения камеральной и даже выездной проверки:
- Наличие неточностей и ошибок в отчетной документации. Некорректно составленная налоговая отчетность является нарушением, которое может повлечь за собой доначисление налогов и привлечения должностных лиц и всей компании к административной и даже уголовной ответственности.
- Нарушения при взаимодействии с налоговыми органами. Налоговые органы часто рассылают запросы организациям-налогоплательщикам: это обычная практика, и ничего страшного в ней нет. Но на такие запросы важно своевременно и корректно реагировать – отсутствие обратной связи, нарушение сроков предоставления запрошенной информации или несодержательные ответы, не соответствующие полученным требованиям, могут быть расценены как утаивание сведений налогоплательщиком.
- Сотрудничество с сомнительными контрагентами. Перед началом совместной работы контрагента важно проверить – выяснить, нет ли у него признаков фирмы-однодневки, не находится ли он на грани банкротства, не фигурирует ли он в судебных спорах, связанных с реализацией мошеннических схем. При проверке такой компании налоговики обязательно обратят внимание на всех партнеров, с которыми она сотрудничала – избежать общения с проверяющими при таком исходе будет очень сложно.
- Неправильный подход к оптимизации налогообложения. Снижение налоговой нагрузки на компанию обязательно должно проводиться с соблюдением законодательства – в противном случае вероятность того, что все операции фирмы будут подвергнуты тщательному изучению, а неуплаченные налоги – доначислены в совокупности с пенями и штрафами, существенно возрастает.
Своевременно и правильно реализованный налоговый комплаенс позволяет минимизировать эти и другие риски – деятельность фирмы становится прозрачной и законной.
Кто заинтересован в проведении налогового комплаенса
В успешной реализации мероприятий комплаенса есть несколько заинтересованных лиц:
Собственник:
- при смене лиц, занимающих в компании руководящие должности – генерального директора и пр.;
- при слиянии компании с другим юридическим лицом – правда, в этом случае полная проверка понадобится обеим сторонам сделки;
- при стремлении защититься от негативных последствий, связанных с возможным привлечением к субсидиарной ответственности.
Руководитель:
- при смене главного бухгалтера или финансового директора;
- при подготовке к предстоящей налоговой проверке;
- при возникновении необходимости в получении полной и актуальной информации о положении дел в компании перед принятием важных стратегических управленческих решений;
- при понимании того, что субсидиарная ответственность – не пустой звук, а вполне реальный исход банкротства фирмы.
Главный бухгалтер:
- при выявлении рисков, которые руководство считает несущественными и не обращает на них внимания;
- при возникновении потребности в получении экспертного мнения по сложным и неоднозначным вопросам;
- при стремлении снизить собственную ответственность в случае проведения налоговой проверки.
Цели, которых стремятся достичь заинтересованные лица, могут пересекаться – например, никто из них не хотел бы быть привлеченным к субсидиарной ответственности, которая может возникнуть одновременно для каждого из них при нарушении норм действующего законодательства.
Кто может провести
Процедура налогового комплаенса с точки зрения законодательства не является обязательной, поэтому провести ее может кто угодно – главное, чтобы результаты проверки были полными и объективными. Реализовать описанные мероприятия компания может своими силами или с помощью сторонних специалистов. В результате заказчик получит отчет, содержащий информацию о:
- потенциальных налоговых рисках компании и их стоимостной оценке;
- вероятности того, что каждый из выявленных рисков будет реализован на практике;
- размере доначислений по налоговым платежам, если таковые могут быть.
Если своевременно внедрить налоговый комплаенс не получилось, и риски из категории потенциальных перешли в статус реальных, потребуется помощь специалистов – самостоятельное решение подобных проблем может дорого обойтись и компании, и ее КДЛ.
Проконсультируйтесь с юристом! Если вы понимаете, что налоговые риски в вашем бизнесе перешли из категории потенциальных в реальные, не откладывайте решение – обратитесь к профессиональному арбитражному адвокату. Мы готовы предоставить вам квалифицированную помощь и защиту. Запишитесь на консультацию, чтобы обсудить вашу ситуацию и получить пошаговый план действий.
Бесплатная консультация!