Претензия по договору подряда
Содержание статьи:
- Досудебная претензия заказчику по договору подряда
- Основания для предъявления претензии
- Как составить претензию
- Как предъявить претензию по договору подряда
- Кто может подать претензию
- Можно ли оспорить требования, изложенные в претензии по договору подряда
- Чем поможет юрист при возникновении претензий по договору подряда
Если сторона договора подряда нарушила срок исполнения своих обязательств, или не исполнила их вообще, нужно обратиться к ней с письменной претензией. О том, как составить такую претензию, какие требования можно в ней заявить, и почему в случае спора обойтись без нее просто не получится, расскажем подробнее.
Досудебная претензия заказчику по договору подряда
Досудебная претензия по договору подряда – это документ, в котором одна сторона договора подряда излагает свои требования к другой его стороне. Основанием для возникновения таких требований при этом являются неисполненные (или исполненные лишь частично) условия договора подряда.
Обращение к исполнителю в досудебном порядке, посредством подачи претензии, является обязательным условием для дальнейшего обращения в суд. Если этот этап пропущен, суд просто не будет рассматривать исковое заявление – все документы вернутся истцу, которому все-таки придется подготовить досудебную претензию.
Подать претензию могут обе стороны договора подряда – как заказчик, так и исполнитель. Содержание документа зависит от того, какая именно сторона его составила, и по какой причине ей пришлось предъявлять эту претензию.
Основания для предъявления претензии
Заказчик может предъявить претензию исполнителю на следующих основаниях:
- Неисполнение заданных работ. Заказчик вправе постоянно контролировать ход работы, и, если промежуточный результат отсутствует, он может отказаться от исполнения условий договора подряда и потребовать от подрядчика не только вернуть выданный ему аванс, но и выплатить неустойку. Если заказ небольшой, промежуточных этапов может и не быть – в этом случае претензию получится подать только после того, если будут нарушены сроки реализации всего проекта в целом.
- Ненадлежащее качество выполненных работ. Если подрядчик все-таки исполнил условия договора, но полученный результат не соответствует заявленным качественным требованиям, заказчик может потребовать от него ликвидации выявленных недочетов, уменьшения стоимости выполненных работ или возмещения расходов на переделку.
- Нарушение сроков выполнения работ. Если исполнитель от выполнения работ не отказывается, но при этом не соблюдает установленные договором сроки (промежуточные или итоговые), заказчик может потребовать от него выплаты неустойки. Причем неустойка начисляется только на стоимость тех работ, которые были просрочены – если нарушен промежуточный срок, расчет ведется не от всей стоимости заказа, а только от его части, которая не была выполнена вовремя.
Исполнитель может обратиться к заказчику с претензией в случае:
- отказа последнего от оплаты – при условии, что работы выполнены качественно и в полном объеме;
- отсутствия условий для полноценной работы – например, если заказчик не поставляет материалы, не освобождает площадку для работы, не может сформировать корректное техническое задание и пр.
Как составить претензию
Претензия – это досудебный документ, точные правила составления которого законодателем не регламентированы. Главное – составить ее в письменной форме, а также указать в ней основные сведения, позволяющие идентифицировать договор и понять, на каком основании предъявляются заявляемые требования.
Обычно в претензии указывают:
- сведения о компании, которая подает претензию (заказчике или подрядчике) – наименование, юридический адрес, ОГРН;
- аналогичные сведения о компании, в которую подается претензия;
- реквизиты договора подряда, в соответствии с которым у сторон возникли определенные права и обязанности, подлежащие выполнению;
- наименование документа;
- описание сути заявленных требований с указанием нарушенных пунктов договора, и перечислением имеющихся доказательств, приложенных к претензии (при наличии) – фотографий, видеозаписей, дополнительных документов и пр.;
- порядок исполнения заявленных требований;
- предупреждение о том, что, в случае отказа от добровольного удовлетворения заявленных требований, заявитель оставляет за собой право на обращение в суд с соответствующим иском.
Претензию подписывает лицо, уполномоченное на совершение подобных действий от имени компании – например, ее руководитель. В документе нужно указать дату его подачи – именно от нее будет отсчитываться срок, отведенный на рассмотрение заявленных требований.
Как предъявить претензию по договору подряда
Предъявить претензию можно тремя способами:
- лично;
- по почте, отправив заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении получателю;
- по электронной почте.
В любом случае, при предъявлении претензии главное – получить документ, подтверждающий факт ее вручения получателю. Именно он понадобится для того, чтобы впоследствии обратиться в суд – ведь если стороны не пытались решить спор в досудебном порядке, судья рассматривать его не будет.
Когда претензия подается лично (например, через секретаря), поступают так. Документ готовят в двух экземплярах – один передается контрагенту, а второй, с отметкой о получении, остается у той стороны, которая подала претензию.
Если документ направляется по почте, отправителю выдается опись вложения, находящегося в конверте. После того, как получатель заберет письмо, отправителю передадут уведомление о вручении – копии этих документов можно будет приложить к исковому заявлению, если урегулировать конфликт своими силами не получится.
Отправить претензию по электронной почте, через мессенджер или социальную сеть можно, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- подобный обмен документами является обычной практикой для сторон договора;
- возможность отправки документов таким образом предусмотрена договором.
Доказательством, подтверждающим отправку претензии в электронном виде, в этом случае станет скриншот, на котором есть дата получения сообщения, а также веб-адрес сервиса, через который оно было отправлено.
Кто может подать претензию
Любая из сторон договора подряда вправе предъявить требования другой его стороне. При этом другая сторона вправе с этими требованиями не соглашаться – вполне возможно, что правда именно на ее стороне. Истцу же могут отказать даже в том случае, если разбирательство дойдет до суда.
Практика показывает – чаще всего претензии по договору строительного подряда предъявляют заказчики. Подрядчики всеми силами стремятся конфликта избежать (особенно если заказчик крупный, а сумма контракта весьма внушительная), и продолжают сотрудничество даже в том случае, если деньги за работу им выплачивают не вовремя и не в полном объеме.
Финансовые риски подрядчиков при этом остаются довольно высокими – их могут и оштрафовать, и потребовать выплаты неустойки, и обязать возместить убытки. Чтобы этого не произошло, нужно добросовестно выполнять свою работу, соблюдая условия заключенного договора. А еще не нужно письменно соглашаться со всеми замечаниями и возражениями контрагента (по крайней мере без предварительной консультации с юристом) – они могут не соответствовать действительности, а процесс защиты в суде существенно осложнят.
Можно ли оспорить требования, изложенные в претензии по договору подряда
Попытаться защитить свои права и оспорить требования, изложенные в претензии, можно еще на досудебном этапе. Для этого на претензию о неисполнении обязательств по договору подряда нужно дать официальный ответ – развернутый и аргументированный.
Если найти компромисс или убедить заявителя в необоснованности его требований не получится, стоит готовиться к дальнейшему разбирательству – в этом случае доказывать свою правоту придется уже в суде. Разработать стратегию ведения дела, сформировать доказательную базу и свести к минимуму потери ответчика поможет юрист. Причем обратиться к нему стоит заранее, еще на досудебном этапе урегулирования конфликта – он поможет не совершить ошибок, которые при дальнейших разбирательствах могут существенно изменить ход дела.
Чем поможет юрист при возникновении претензий по договору подряда
Прежде всего юрист поможет минимизировать риск возникновения проблем с заказчиком. Например, он своевременно уведомит подрядчика о том, что не стоит подписывать акт, в котором указаны несуществующие дефекты выполненных работ. Если заказчик необоснованно указывает в документах на определенные нарушения, или проводит проверку, в ходе которой выявляются недочеты, соглашаться с полученными выводами нельзя. Подпись подрядчика на подобном документе станет для суда подтверждением того, что он признал свою вину – отказаться от исполнения требований заказчика в такой ситуации уже не получится.
Если же дело дойдет до суда, то, как юрист будет вести свою работу, зависит от обстоятельств ситуации – прежде всего, от того, какие требования выдвигает заказчик, и на чем они основываются. Возможно:
- Оспорить результат проверки, по итогам которой подрядчику была предъявлена претензия. Если заказчик нарушает условия договора, которыми были установлены порядок уведомления о предстоящих проверках или определена периодичность их проведения, недочеты, выявленные в ходе проверки, не могут стать основанием для привлечения подрядчика к ответственности.
- Найти документы и иные доказательства, подтверждающие необоснованность требований заказчика. Иногда нарушение сроков выполнения работ или невыполнение обязательств в полном объеме обусловлено действиями или бездействием заказчика. Он может представить подрядчику некорректное техническое задание, не обеспечить его нужными для работы ресурсами, не согласовать дальнейшие действия на объекте. В этом случае имеющаяся документация станет доказательством добросовестности подрядчика, что поможет ему избежать материальной ответственности перед подрядчиком.
- Снизить размер штрафов и неустоек. Если доказать суду необоснованность требований заказчика будет невозможно, юрист направит все усилия на то, чтобы минимизировать размер штрафных санкций, которые будут применены к подрядчику. Возможно указать суду на то, что сумма штрафа несоразмерна с последствиями, возникшими в результате нарушения условий контракта. Бывает, что суды в разы уменьшают неустойку, заявленную подрядчиком.
Посмотрите, как мы не только защитили клиента-подрядчика от предъявленных к нему неправомерных требований, но и помогли ему взыскать с заказчика более 2,5 млн. рублей за выполненные, но неоплаченные строительные работы. Адвокат подготовил развернутый отзыв на исковое заявление заказчика, в котором было указано на то, что подрядчик выполнил работу вовремя и в полном объеме. Кроме того, было составлено встречное исковое заявление с требованием о взыскании с заказчика задолженности за работы, выполненные подрядчиком. Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме (в том числе в части неустойки и государственной пошлины).