Как составить досудебную претензию
Содержание статьи:
Если одна из сторон договора не исполняет свои обязательства, возникает конфликт – такое бывает, когда покупателю отказывают в замене некачественного товара, когда исполнитель нарушает сроки выполнения работ и т.п. Чтобы решить проблему, обычных устных переговоров чаще всего недостаточно – приходится общаться с нарушителем на языке документов. Главный инструмент разрешения спора – досудебная претензия. О том, как ее составить и как передать на рассмотрение, а также о том, когда она нужна обязательно, а когда без нее можно обойтись, расскажем подробнее.
Досудебная претензия: что это
Досудебная претензия – это документ, в котором одна из сторон правоотношений просит вторую сторону исполнить определенные обязательства надлежащим образом: например, выплатить денежные средства, устранить недостатки товара, выполнить определенные работы или оказать услуги и пр.
Участниками конфликта могут быть и физические лица, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, поэтому необходимость в составлении такого документа может возникнуть у каждого из них.
Подача досудебной претензии позволяет сторонам разрешить спор в претензионном порядке, сэкономив при этом и время, и деньги. Судебные тяжбы длятся долго, за участие в них приходится платить госпошлину, привлекать юристов, а в некоторых случаях – и оплачивать штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований, поэтому претензия является действительно эффективным инструментом разрешения споров совершенно разного характера.
Всегда ли нужна досудебная претензия
Обращаться в суд, не попытавшись урегулировать конфликт самостоятельно, чаще всего бессмысленно – если претензионный порядок не будет соблюден, суд вернет иск заявителю или оставит его без рассмотрения, если его уже приняли к производству.
Перечень ситуаций, в которых можно обойтись без досудебных мероприятий, довольно ограничен – например, они не нужны:
- при подаче заявления о банкротстве;
- при решении спора в порядке приказного производства;
- при разрешении корпоративного спора;
- при рассмотрении споров о защите интересов группы лиц и пр.
Соблюдение досудебного порядка необходимо при:
- взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из заключенных сторонами договоров и иных сделок, а также вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ);
- изменении или расторжении договора через суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ);
- при разрешении иных споров, если это установлено федеральным законом или договором.
Если в законе написано, что досудебный порядок разрешения спора обязателен, без попытки договориться не обойтись – даже если в договоре между сторонами прописано иное.
Бывает, что стороны пытаются договориться другим путем – например, посредством медиации, привлекая независимого специалиста по разрешению конфликтных ситуаций. В этом случае при обращении в суд сослаться на то, что претензионный порядок соблюден, можно, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- федеральный закон, устанавливающий необходимость досудебного урегулирования конфликта, позволяет включить в договор условия, заменяющие подачу претензии на процедуру медиации;
- обе стороны конфликта не возражают против такой замены.
Как составить досудебную претензию
Досудебная претензия обязательно должна быть составлена в письменном виде – если этим простым правилом пренебречь, представить суду доказательства того, что претензионный порядок был соблюден, не получится.
Требований к тому, как как написать досудебную претензию, и как она должна выглядеть, в законодательстве нет, поэтому составить ее можно самостоятельно, руководствуясь сложившимися обычаями делового оборота и здравым смыслом. Важно излагать свои мысли грамотно и четко, не допуская орфографических и смысловых ошибок, а также пространных рассуждений и эмоциональных высказываний.
Важный момент. Не любое требование расценивается судом как претензия, позволяющая счесть досудебный порядок разрешения спора соблюденным – обычный информационный текст (например, с требованием участника долевого строительства об устранении выявленных дефектов объекта долевого строительства) претензией не считается (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18). Поэтому в тексте документа важно четко сформулировать требования к оппоненту, а также сообщить о своем намерении обратиться в суд в том случае, если он откажется от их добровольного удовлетворения.
В документе рекомендуется указать:
- сведения о получателе – Ф.И.О. для физлиц или ИП/наименование и Ф.И.О. директора для организаций, адрес регистрации/юридический адрес, ИНН, ОГРНИП/ОГРН, контактный телефон;
- сведения об отправителе – те же, что и о получателе;
- наименование документа;
- описание обстоятельств ситуации с указанием идентификатора документа, на основании которого подается претензия (например, номер и дата заключения договора купли-продажи, если покупателю продали некачественный товар);
- требование, предъявляемое к получателю документа – например, можно потребовать вернуть деньги (полностью или частично), поменять некачественный товар на качественный и пр.;
- ссылку на законодательные нормы, регулирующие порядок решения спорного вопроса;
- расчет размера неустойки за нарушение срока исполнения обязательств – если в претензии это требование не указать, суд может счесть, что досудебный порядок в его отношении был не соблюден, и во взыскании неустойки отказать;
- срок, в течение которого изложенные требования должны быть исполнены – если законом он не установлен;
- свое право на обращение в суд в случае отказа от добровольного исполнения требований второй стороной спора.
Претензию подписывает сам составитель (если ее подает физлицо или ИП), или представитель организации – директор или иное уполномоченное лицо. К претензии можно приложить копии подтверждающих документов – договора, чека, акта, накладных и пр. Но нужно знать, что отсутствие, например, товарного или кассового чека, основанием для отказа в рассмотрении и удовлетворении требований не является.
Образец досудебной претензии
Понять, как должно выглядеть предсудебное письмо, лучше всего на примере – мы подготовили несколько образцов, которые помогут изучить структуру и содержание этого документа.
Претензия о возврате товара ненадлежащего качества и о выплате неустойки