Как составить досудебную претензию

Если одна из сторон договора не исполняет свои обязательства, возникает конфликт – такое бывает, когда покупателю отказывают в замене некачественного товара, когда исполнитель нарушает сроки выполнения работ и т.п. Чтобы решить проблему, обычных устных переговоров чаще всего недостаточно – приходится общаться с нарушителем на языке документов. Главный инструмент разрешения спора – досудебная претензия. О том, как ее составить и как передать на рассмотрение, а также о том, когда она нужна обязательно, а когда без нее можно обойтись, расскажем подробнее.

Досудебная претензия: что это

Досудебная претензия – это документ, в котором одна из сторон правоотношений просит вторую сторону исполнить определенные обязательства надлежащим образом: например, выплатить денежные средства, устранить недостатки товара, выполнить определенные работы или оказать услуги и пр.

Участниками конфликта могут быть и физические лица, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, поэтому необходимость в составлении такого документа может возникнуть у каждого из них.

Подача досудебной претензии позволяет сторонам разрешить спор в претензионном порядке, сэкономив при этом и время, и деньги. Судебные тяжбы длятся долго, за участие в них приходится платить госпошлину, привлекать юристов, а в некоторых случаях – и оплачивать штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований, поэтому претензия является действительно эффективным инструментом разрешения споров совершенно разного характера.

Всегда ли нужна досудебная претензия

Обращаться в суд, не попытавшись урегулировать конфликт самостоятельно, чаще всего бессмысленно – если претензионный порядок не будет соблюден, суд вернет иск заявителю или оставит его без рассмотрения, если его уже приняли к производству.

Перечень ситуаций, в которых можно обойтись без досудебных мероприятий, довольно ограничен – например, они не нужны:

  • при подаче заявления о банкротстве;
  • при решении спора в порядке приказного производства;
  • при разрешении корпоративного спора;
  • при рассмотрении споров о защите интересов группы лиц и пр.

Соблюдение досудебного порядка необходимо при:

  • взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из заключенных сторонами договоров и иных сделок, а также вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ);
  • изменении или расторжении договора через суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ);
  • при разрешении иных споров, если это установлено федеральным законом или договором.

Если в законе написано, что досудебный порядок разрешения спора обязателен, без попытки договориться не обойтись – даже если в договоре между сторонами прописано иное.

Бывает, что стороны пытаются договориться другим путем – например, посредством медиации, привлекая независимого специалиста по разрешению конфликтных ситуаций. В этом случае при обращении в суд сослаться на то, что претензионный порядок соблюден, можно, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • федеральный закон, устанавливающий необходимость досудебного урегулирования конфликта, позволяет включить в договор условия, заменяющие подачу претензии на процедуру медиации;
  • обе стороны конфликта не возражают против такой замены.  

Важный момент. Есть споры, для решения которых существует специальный независимый орган – финансовый омбудсмен. Он решает споры между физическими лицами и финансовыми организациями, и именно к нему нужно обращаться, если в удовлетворении претензии было отказано. Суд не примет иск к производству, если дело не было рассмотрено финансовым омбудсменом. Поэтому, например, споры по вопросам ОСАГО в досудебном порядке придется решать в двух инстанциях – сначала с самим страховщиком, а затем с омбудсменом.

Как составить досудебную претензию

Досудебная претензия обязательно должна быть составлена в письменном виде – если этим простым правилом пренебречь, представить суду доказательства того, что претензионный порядок был соблюден, не получится.

Требований к тому, как как написать досудебную претензию, и как она должна выглядеть, в законодательстве нет, поэтому составить ее можно самостоятельно, руководствуясь сложившимися обычаями делового оборота и здравым смыслом. Важно излагать свои мысли грамотно и четко, не допуская орфографических и смысловых ошибок, а также пространных рассуждений и эмоциональных высказываний.

Важный момент. Не любое требование расценивается судом как претензия, позволяющая счесть досудебный порядок разрешения спора соблюденным – обычный информационный текст (например, с требованием участника долевого строительства об устранении выявленных дефектов объекта долевого строительства) претензией не считается (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18). Поэтому в тексте документа важно четко сформулировать требования к оппоненту, а также сообщить о своем намерении обратиться в суд в том случае, если он откажется от их добровольного удовлетворения.

В документе рекомендуется указать:

  • сведения о получателе – Ф.И.О. для физлиц или ИП/наименование и Ф.И.О. директора для организаций, адрес регистрации/юридический адрес, ИНН, ОГРНИП/ОГРН, контактный телефон;
  • сведения об отправителе – те же, что и о получателе;
  • наименование документа;
  • описание обстоятельств ситуации с указанием идентификатора документа, на основании которого подается претензия (например, номер и дата заключения договора купли-продажи, если покупателю продали некачественный товар);
  • требование, предъявляемое к получателю документа – например, можно потребовать вернуть деньги (полностью или частично), поменять некачественный товар на качественный и пр.;
  • ссылку на законодательные нормы, регулирующие порядок решения спорного вопроса;
  • расчет размера неустойки за нарушение срока исполнения обязательств – если в претензии это требование не указать, суд может счесть, что досудебный порядок в его отношении был не соблюден, и во взыскании неустойки отказать;
  • срок, в течение которого изложенные требования должны быть исполнены – если законом он не установлен;
  • свое право на обращение в суд в случае отказа от добровольного исполнения требований второй стороной спора.

Претензию подписывает сам составитель (если ее подает физлицо или ИП), или представитель организации – директор или иное уполномоченное лицо. К претензии можно приложить копии подтверждающих документов – договора, чека, акта, накладных и пр. Но нужно знать, что отсутствие, например, товарного или кассового чека, основанием для отказа в рассмотрении и удовлетворении требований не является.

Образец досудебной претензии

Понять, как должно выглядеть предсудебное письмо, лучше всего на примере – мы подготовили несколько образцов, которые помогут изучить структуру и содержание этого документа.

Претензия о возврате товара ненадлежащего качества и о выплате неустойки

Претензия о возврате излишне уплаченных денежных средств

Как отправить досудебную претензию

Письмо можно отправить на рассмотрение разными способами:

  • Лично, в руки получателю (его представителю) или через секретаря (канцелярию) предприятия. В этом случае претензия составляется в двух экземплярах. Один из них передается на рассмотрение получателю или его представителю, а второй, с отметкой о получении, остается у отправителя.
  • По почте. Нужно отправить заказное письмо с уведомлением о вручении получателю. На этом уведомлении будет указана дата получения документа – с нее и будет отсчитываться срок, отведенный на рассмотрение требований заявителя. Посылать претензию нужно по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), или по адресу, который указал сам получатель претензии – например, в договоре. Опись вложения возможна, но необязательна – даже если ее не будет, суд в рассмотрении иска не откажет.
  • По электронной почте – но только в том случае, если такая возможность предусмотрена условиями договора, или если ранее стороны постоянно обменивались электронными документами между собой. Если ни одно из этих условий не выполняется, досудебный порядок решения спора будет считаться не соблюденным, даже если заявитель претензию по электронной почте отправлял.
  • Через сервис досудебного обжалования на портале Госуслуг. Его можно использовать для отправки претензии перед подачей административного иска об оспаривании решения, вынесенного госорганом – налоговой или таможенной службой, Росреестром и пр.

Копию претензии, а также документ, подтверждающий ее получение второй стороной спора, нужно сохранить – если дело дойдет до суда, их потребуется приложить к иску, чтобы в его рассмотрении не отказали.

Подать досудебную претензию нужно в течение определенного срока – обычно он устанавливается законом или договором. Если срок не указан нигде, подать претензию можно в течение срока исковой давности – он, по общему правилу, составляет три года с момента нарушения прав заявителя. Если на товар предоставляется гарантийный срок, подать претензию нужно до его истечения.  

Срок ответа на досудебную претензию

Срок ответа на предсудебное письмо чаще всего установлен законом. Например, согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, подать иск в суд заявитель может не ранее, чем через 30 дней после передачи претензии своему оппоненту. А вот в Законе о защите прав потребителей указаний на продолжительность такого срока нет – зато есть срок, в течение которого продавец должен удовлетворить требования потребителя: например, возместить расходы на устранение недостатков товара он должен в течение 10 дней с момента получения претензии.

Если законом срок не установлен, он может быть определен условиями самого договора. Если и в договоре таких указаний нет, заявитель может прописать его в тексте претензии самостоятельно. Если срок не будет указан вообще нигде, ответить на претензию нужно в разумный срок – какой именно, решать будет суд, учитывая обстоятельства конкретного дела, а также особенности сложившейся судебной практики.

В течение установленного срока получатель должен на претензию отреагировать – согласиться с требованиями заявителя, отказаться от их исполнения, или предложить свой, альтернативный вариант урегулирования спора. Причем дальнейшие переговоры могут вестись и устно – если получится найти компромисс, фиксировать его документально необязательно.

Но может случиться и так, что ответа на досудебную претензию не будет – оппонент не ответит ни согласием, ни отказом. В этом случае досудебный порядок решения спора будет считаться соблюденным – когда срок, отведенный для ответа на претензию, истечет, можно подавать иск в суд, и в его рассмотрении уже не откажут.

Любой конфликт лучше решить мирным путем. А чтобы процедура его урегулирования не затянулась и привела к желаемому результату, стоит воспользоваться помощью юриста, который:

  • изучит все обстоятельства сложившейся ситуации и оценит перспективы досудебного разбирательства;
  • организует и проведет переговоры со второй стороной конфликта или ее представителем;
  • подготовит досудебную претензию и передаст ее на рассмотрение оппоненту самым подходящим способом;
  • получит ответ, оценит его соответствие заявленным требованиям, и, при необходимости, организует дальнейшую досудебную переписку;
  • подготовит документы для обращения в суд, если в досудебном порядке разрешить конфликт не получится.

Участие в деле юриста позволит избавиться от необходимости самостоятельного изучения законов и судебной практики, общения с оппонентом и подготовки документов. Кроме того, существенно повышается вероятность успешного разрешения конфликта на досудебном этапе – многолетний профессиональный опыт позволяет юристу оценить перспективы разбирательства уже на первой консультации, и подготовить действительно работающую стратегию ведения дела.

Связанная со статьей услуга: https://www.akrasnov.ru/uslugi/grazhdanskie-dela
Информация подготовлена исходя из положений законодательства и судебной практики на 12.11.2024

К другим материалам

Остались вопросы?

Первая услуга, которую вы можете получить при обращении к нам – устная консультация, в ходе которой мы определим характер вашей проблемы и найдем способ ее решения.

После беседы и анализа имеющихся документов, мы составим предварительный прогноз по вашему делу.

Такая схема работы позволит вам без больших финансовых затрат получить консультацию и определить дальнейшие шаги.

x

Спасибо за Вашу заявку!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время