Медведев: шпионские спецсредства четко разграничат от обычных устройств
Премьер-министр Дмитрий Медведев сказал, что создать чёткие границы между шпионскими устройствами и обычными, которые граждане используют в личных целях, позволит внесение соответствующих поправок в УК и КоАП, которые сегодня обсуждали в правительстве.
В ходе обсуждения соответствующих законопроектов Медведев сказал, что УК и КоАП планируется дополнить чётким определением того, что из себя представляют специальные технические средства (СТС), предназначенные для негласного получения информации. «Отсутствие [определения] этого термина в законодательстве приводило к размытому толкованию правовых норм, и в зоне риска могли оказаться те, кто приобретал такие спецсредства просто для решения бытовых проблем. Таких приборов становится всё больше и больше, поэтому нужно чётко разграничить их – те приборы, которые используются в обычной жизни, от устройств, которые специально созданы для скрытного применения», – подчеркнул Медведев. После одобрения законопроектов в правительстве их рассмотрит Госдума, пишет ТАСС.
Как ранее отмечали в кабмине, предлагаемое значение термина СТС (специальные технические средства) соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда от 31 марта 2011 года (в частности, там говорится, что массовые бытовые устройства «не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путём специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения»).
В декабре прошлого года Пленум Верховного суда принял постановление, согласно которому покупка трекера для отслеживания своего ребёнка, охраны автомобиля или животных не образует состав преступления за оборот шпионской техники. «Не могут быть квалифицированы по ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации») действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан», – говорится в постановлении Пленума Верховного Суда.
Согласно судебной статистике, в 2011 году по ст. 138.1 УК были осуждены 49 человек, в 2016 году – 236, а в прошлом году – 257 человек.
Источник: https://pravo.ru/news/208687/