Около 60% госзакупок приходится на единственного поставщика

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала пакет проектов нормативных актов, которые определяют, как надлежит выбирать единственных поставщиков в рамках госзакупок.

Сейчас безальтернативные госзакупки могут осуществляться по указу или распоряжению главы государства или правительства, пишет «Коммерсант». Их порядок не регламентирован. По данным Счетной палаты, в 2017 году на закупки у единственного поставщика (с учетом несостоявшихся) пришлось около 59,4% госзаказа, или 3,74 трлн руб. Как правило, речь идет о наиболее дорогих проектах, которые передают конкретному исполнителю, чтобы минимизировать риски.

Поправки ФАС гласят, что президентские решения о закупках у единственного поставщика будут приниматься в форме распоряжений. При их подготовке необходимо экономически обосновать нецелесообразность конкурентных процедур и подробно описать будущий контракт, в том числе цену, сроки и порядок распределения работ между исполнителем и субподрядчиками. Аналогичной детализации потребуют и правительственные решения, которые должны приниматься по поручениям главы государства. Контролировать процедуру будет глава контрольного управления президента.

Разработчик планирует, что эти меры снизят риски назначения единственными поставщиками «организаций, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах и не обладающих необходимыми производственными возможностями и компетенциями для удовлетворения нужд заказчика». «Предполагаем, что в феврале или марте порядок будет принят», – сообщил замглавы ФАС Михаил Евраев.

Источники говорят, что заказчику для ухода от конкурентной процедуры требуется скрыть такую закупку на этапе планирования, а после – индивидуализировать техзадание. Необоснованный выбор единственных поставщиков для обеспечения госнужд становился предметом в том числе международных разбирательств.

Источник: https://pravo.ru/news/208622/

Требование Федеральной антимонопольной службы о том, что даже решения президента и председателя правительства об определении единственного поставщика, должны быть мотивированными выглядит весьма многообещающе. Однако, следует понимать, что подобные изменения могут не изменить реального положения дел и соотношение закупок у единственного поставщика и закупок в общем порядке останется прежним, поскольку оспаривание решений руководства исполнительной власти Российской Федерации является делом совершенно неперспективным. При этом, полагаю что в будущем все-таки будет иметь место судебная практика по спорам об обоснованности проведения закупки у единственного поставщика именно на основании изменений, которые могут быть приняты по результате рассмотрения проектов нормативных актов ФАС РФ.

Алексей Краснов, адвокат по арбитражу

К другим материалам

Остались вопросы? Будем рады вам помочь!

x

Запрос отправлен.

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!


Адвокат в соцсетях

Подписывайтесь!
Здесь пишут о Ваших правах.